вторник, 26 апреля 2011 г.

Интервью с автором легендарного снимка «Братский поцелуй Брежнева и Хонеккера»

Новосибирская писательница и специальный корреспондент "Новой Сибири" Ирина Ульянина взяла интервью у автора легендарного снимка «Братский поцелуй Леонида Брежнева и Эрика Хонеккера», одной из самых известных немецких фоторепортеров Барбары Клемм.

Барбара привозила в Новосибирск персональную фотовыставку "Свет и тень. Фотографии из Германии". До 15 мая она экспонируется в Сибирском центре современного искусства.

Полностью текст отличного интервью под названием "Барбара Клемм: В моей профессии многое значит удача, но удаче надо дать шанс — двигаться вперед" опубликован на сайте "Новой Сибири", а также, если успеть купить последний "пятничный" номер, его можно прочитать и в бумажном варианте. Ниже - субъективно самые интересные отрывки из интервью.

Барбара Клемм. Фото Оксаны Мамлиной,
Барбара Клемм. Фото Оксаны Мамлиной, "Новая Сибирь"

"Новосибирск посетила «богиня фоторепортажа» - автор легендарного снимка «Братский поцелуй Леонида Брежнева и Эрика Хонеккера», представившая в СЦСИ персональную выставку «Свет и тень. Фотографии из Германии»"

Она не расстается с фотоаппаратом Leica, заряженным черно-белой пленкой, — не признает цифровые камеры. У нее крепкое рукопожатие и нежная чувствительная душа, не терпящая суеты и пустоты поверхностных рассуждений.


Барбара Клемм 40 лет проработала в газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», умея оказаться в нужное время в нужном месте, фиксируя на пленку важнейшие события политической, экономической, социальной и культурной жизни. <…> Ее снимки, сложившиеся в своеобразную фотолетопись новейшей истории Германии, облетели весь мир, стали символами эпохи. Барбара — член Академии искусств Берлин-Бранденбург, профессор Высшей школы Дармштадта, автор более 20 персональных выставок, одна из которых развернулась на этой неделе в Сибирском центре современного искусства при поддержке Немецкого культурного центра имени Гете и IFA (Института связей с зарубежными странами).

<…>
- Я в юности пристально следила за тем, что делают другие фотографы, - рассказывает Барбара Клемм. - И моим кумиром стал опытный фоторепортер Вольфганг Хаут из газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг». Потому я пришла в редакцию и устроилась на скромную должность лаборантки в отдел обработки пленки. Затем с 19 лет меня повысили в должности, я работала на станке, изготовляя клише с фотографий. <…> Я испытывала восторг и счастье, когда мои снимки попадали в газету, ведь параллельно с работой в лаборатории 10 лет была freelancer - нештатным фотографом газеты, ассистенткой Вольфганга Хаута.

В 1967 году я примкнула к либеральному молодежному политическому движению. Участвовала в митингах и снимала митинги - мы боролись за построение открытого общества, отстаивали демократические свободы. Увлеченность борьбой в определенный момент отодвинула меня от газетных будней. К тому же я встретила свою любовь...

- Это здорово. Для каждого человека реализоваться в любви не менее важно, чем реализоваться в профессии. Вы были влюбчивой особой?
- Нет, я не влюбчивая, я - однолюб, мы с мужем уже больше 45 лет вместе.

- Наверное, он журналист?
- У него медицинское образование, он - психоаналитик. А еще - первый зритель и первый критик моих снимков. Раньше супруг часто указывал мне на недостатки моих фото, например, спрашивал: «Почему в этом снимке ты лишила человека ног? Он выглядел бы намного выразительнее в полный рост». Муж помогал мне расти, развиваться в профессии. Он оказывал и конкретную помощь, позволяя ориентироваться в потоке информации, потому что читал очень много газет и делал это быстро, гораздо быстрее редакторов отделов в газете, часто подсказывая мне актуальные и перспективные темы, акцентировал внимание на предстоящих событиях. Я по его подсказке бросалась снимать и никогда не ошибалась.

<…> - А вы в газете зарабатывали достаточно, чтобы не испытывать финансовых проблем?
- Первые десять лет оплата была не такой хорошей, а затем - с 1970 по 2000 годы, когда я служила штатным фотографом отдела политики и культуры «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», - ко мне пришла известность и наступила финансовая стабильность. Мне стали поступать предложения об организации персональных выставок. Я была удивлена, что первым с таким предложением обратился Музей изобразительного искусства и ремесел Гамбурга - престижный, крупный музей. Далее приглашение поступило из еще более крупного и знаменитого музея современного искусства Франкфурта-на-Майне. Я спросила директора: «Разве мои фотографии имеют отношение к искусству?» - и услышала очень лестный ответ: «В фоторепортаже всегда есть что-то современное». И мои выставки там устраивались три раза подряд - с 1990 по 1993 годы.

- Скажите, Барбара, какой из снимков вам запомнился как самый трудный, трудно осуществимый?
- О-ох, их было столько!.. Фоторепортеру приходится настойчиво ломиться в закрытые двери, а еще запастись огромным терпением и выдержкой. Однажды, в 1979 году в Берлине, где в честь 30-летия ГДР собрались главы государств Восточного блока, и никого из журналистов не пускали на закрытое заседание, я дежурила несколько часов на холоде, на промозглом ветру, и сделала снимок, который можно было бы назвать «Мафия». Главы государств соцлагеря предстали в абсолютно одинаковых шляпах, с одинаково бесстрастным, замкнутым выражением лица.

- Я знаю, вы не делаете подписей к снимкам, изображения сами за себя говорят, они очень выразительны.
- Спасибо. Выразительность возникает тогда, когда идеально соблюдены законы композиции, содержание сочетается с хорошей формой. В фотографии выбрать композицию сложнее, чем при написании картины. Фотограф имеет дело со стремительно меняющейся реальностью - мгновение, и люди переместились, сменили позы. Я именно навыку быстро увидеть, ухватить композицию кадра долго училась. Впрочем, у любого фотографа взгляд субъективен, из тысяч отснятых кадров выбираешь один, который хорош именно на мой взгляд.

- А были ли случаи, когда легко, без утомительного, изматывающего нервы ожидания и напряжения удавалось сделать удачные кадры?
- Таких случаев много. В моей профессии большую роль как раз играет удача. Но удаче надо дать шанс проявиться, для этого надо двигаться в нужном направлении, не сворачивать с пути.

- По натуре вы, кажется, человек скромный, отнюдь не напористый, не нахрапистый. Значит ли это, что, проявляя настойчивость в работе, стараясь проникнуть за закрытые двери, вам постоянно приходилось перебарывать себя?
- Вы угадали, я довольно-таки робкая, мне доставляют удовольствие, подходят тихие занятия - чтение, к примеру, еще я люблю возиться в саду. Но горячий интерес к профессии, к событиям, происходящим вокруг меня, заставляет действовать решительно. Вообще, я старалась на съемках быть как можно более незаметной, не привлекать к себе внимания. Предпочитаю камеру Leica не только из-за ее надежности, а потому что она работает почти бесшумно, не издает щелчков. И потом настойчивость ведь не обязательно проявлять в грубой форме, есть другой ключ - вежливость. Им я и пользуюсь. Иногда помогает и то обстоятельство, что я женщина. Моим «оружием» становилась улыбка.

- Женщине-фотографу приходится отказывать себе в желании наряжаться. В туфлях на высоких каблуках особо не поработаешь. Вы считаете это жертвой на алтаре профессии?
- Невелика жертва. Ничто не мешало мне наряжаться на отдыхе для посещений оперы или концертов, на церемонии открытия выставок, в праздники. Вообще, я на работе и я в отпуске - большая разница. Например, делая фото, я невольно вторгаюсь в личное пространство других людей, слишком близко к ним приближаюсь, чего никогда не делаю в нерабочее время. Хотя считаю, что самое интересное на свете - это наблюдение за взаимоотношениями других людей, порой живые непосредственные наблюдения увлекательнее любого театрального спектакля.

- Сейчас я задам вам вопрос, который крутится в голове у фотокора нашей газеты «Новая Сибирь» Оксаны Мамлиной. Поверьте, она одержима профессией и переживает из-за того, что не удается уделять достаточно внимания своим детям. Она прочитала в мемуарах великой актрисы Фаины Раневской: «Семья - это все. Надо выбирать между семьей и всем».
- Я не искала компромиссов. У меня нет детей, это мой ответ.

- Судя по фоторепортажам, вы часто ездили в длительные командировки в разные страны, побывали на разных континентах. Полагаю, расставаться с мужем было нелегко. А случалось ли вам по работе ездить вместе?
- Только один раз так совпало, что Леонард был на научном симпозиуме в Канаде, в Ванкувере в то же самое время, как меня командировали туда же с заданием проследить за миграцией азиатов из Гонконга в этот город. Он отправился со мной в квартал переселенцев и ужасно мешал, отвлекал. Мне же нужно было общаться, расположить к себе людей, которых я собиралась снимать, чтобы они вели себя не зажато, естественно. А муж мешал вопросами и советами. Я сказала ему: «Лео, пожалуйста, сходи в какой-нибудь музей», — но он не согласился, просто перешел на другую сторону улицы. И все равно я не могла сосредоточиться, сконцентрироваться на работе. Не впустую использовала лишь то время, пока он находился на симпозиуме.

- Однако все равно вам поездка запомнилась.
- Запомнилась еще и выводом, что мне нельзя работать вместе с мужем.

<…> - Вы уютно себя чувствуете в Новосибирске? В какой гостинице вы остановились?
- Вполне уютно. Я живу в гостинице «Сибирь», номер небольшой, но чистый и комфортный. Раньше я была совсем неприхотлива: например, в Боливии жила в чудовищных условиях — всюду грязь, мухи и другие насекомые, зато получила массу впечатлений. Сегодня мне хочется комфорта, ведь чтобы эффективно работать, надо хорошо отдыхать, восстанавливать силы.

- Ваша верная спутница Leica что-нибудь запечатлела в Новосибирске?
- Да, как раз вчера я сделала примечательные кадры на площади Ленина. Молодые красивые девушки в коротеньких платьицах и юбочках дурачась фотографировались на фоне памятника вождю мирового пролетариата. Такой контраст - мрачная статуя и цветение молодости, радость жизни. Еще несколько мест меня привлекли. Думаю, увезу с собой целую коллекцию снимков. <…>"

Сюжет немецкого телевидения о Барбаре Кламм. Без перевода, но зато отлично слышен тембр голоса Барбары, ее интонации, темп речи. Отличный ролик о том как работает известная фоторепортер.